Один месяц из жизни Воскресной школы

Если есть детишки в храме – это хорошо!

Даже если в школу ты воскресную пришел.

 Школы бывают разные. Общеобразовательные, эстетические, спортивные.    Мы поведем разговор о школе необычной, духовно-просветительской. Это воскресная школа  (ВШ) храма Св. Праведного Иоанна Кронштадтского. Она существует уже почти 15 лет. По стечению строительных обстоятельств она последние 2 года ютится в храмовой трапезной. Она же просфорная, она же библиотека, она же репетиционная церковного хора. Вообще-то это маленькое подвальное помещение, приспособленное для бытовых нужд. Поэтому чем-то наша школа похожа на церковно-приходскую конца 19 века: образа, длинный стол да лавки по бокам (и еще любимая кошка под столом); только что ведет занятия не бородатый суровый дьяк, а современные учителя. В нашей школе 2 класса: малыши от 4 до 8 лет и  средний класс до 15 лет. Есть еще хор старшеклассников, который ведет матушка Марина.  В этом году большая радость – значительный  приток в школу малышей, нас уже 20! Вообще в последнее время заметно появление в храме, на богослужениях молодых семей с маленькими детьми. Это дает повод к духовной радости. Младенцев приводят к причастию, уповают на помощь  и защиту Божию.
    Как же проходят наши занятия? После субботней службы (класс малышей) дети и педагоги приложились ко Кресту и пошли учиться, а там помолились -  благословились и за трапезу - пьем чай со стряпушками.  Здесь хозяйка Тамара Петровна.  В расписании занятий 3 урока. Первый – Закон Божий или Основы православной веры – веду я, директор ВШ. Детки маленькие, большинство в церкви недавно, а у меня большой опыт работы со старшеклассниками по литературе, МХК, значит надо перестраиваться. Стишки, загадки, сказки – это подход или методика. А главное: надо опуститься в педагогическом  смысле на уровень малышей, чтобы  поднять их в духовном уровне, т. е. повести их за собой к пониманию основ православной веры. Детки чудные, глазки умные, по характеру все разные – и непоседы, и тихони, и почемучки. Однако  доверчивые как и все дети.
        Второй урок – Церковный календарь, православные святые – ведет Галина Александровна, она педагог со стажем, более 10 лет  в ВШ, опекает детей приюта и детского дома. Человек милосердный, светлый и весьма затейливый. Она сохранила много детского в своей душе, потому  у нее как ни у кого другого получается детей позабавить, поразвлечь.  А еще Г.А. пылкий проповедник православной святости, дай ей волю, она бы 3 часа говорила о подвиге святых.  Но урок длится 15-20 минут, затем игровая переменка. Вот  наконец  и последний урок – так любимое детками  рукоделье, или урок творчества. Ведет его самый молодой педагог Ирина Александровна. Диву даемся, как много у нее творческих замыслов, фантазии, старательности. Каким чудным дарованием наделил ее Господь – умением из любого, даже бросового, материала создать маленькое творение. Здесь и крупы, и чай, и салфетки, и рисуем, и лепим, и клеим. Трапезная превращается в творческую мастерскую. А тем временем в нее приходят служители церкви и певчие на трапезу, да и пообщаться. Мы с шумом заканчиваем занятия  и, в суматохе отыскивая под лавками рукавицы и шарфы,  покидаем школу до следующей субботы. 
         По воскресеньям проходят занятия у старших ребят (9-14 лет). Здесь педагогические задачи несколько сложнее -  учимся понимать Евангелие, Слово Божие,  осмыслять духовное значение православных праздников. Меня часто спрашивают: отличаются ли дети ВШ от внецерковных? Наверное, они очень правильные, этакие маленькие праведники? Я бы ответила так: они дети нашего времени, перегруженные знаниями, переинформированные телевидением, увлеченные мобильниками и музыкой, любящие баловство и приколы.  Замечено, что очень многое в поведении ребенка зависит от семейного воспитания, точнее от духовного микроклимата семьи,  и еще от нервной системы ребенка, нервный ребенок  и хочет сдержать свою неугомонность, да не может с собой совладать. А таких гиперактивных детей в последнее время все больше. Тем не менее отличает детей ВШ одно: они учатся слышать и понимать слово  Истины,  учатся отличать главное от второстепенного, духовное от мирского, согласно  заповеди «Ищите прежде всего Царствия Небесного».   И делать выбор в пользу первого.  И только один Бог ведает, что у каждого получится. В ВШ учат молитвенно относиться ко всем сложностям жизни. Наша задача, по слову батюшки Серафима,  сеять Слово Божие и на камне, и на песке, и при дороге, и на благодатной почве, глядишь и что-то прорастет,  и не смотреть, что  и когда взойдет. Вот это, скажу честно, очень трудно. Так и хочется порой  решить все педагогические проблемы здесь и сейчас то жестким выговором, то назиданием или наказанием. Но не срабатывает.
         Отдельное слово нужно сказать о хоре матушки Марины. Кому довелось его слышать, понимает, что речь идет о духовных песнопениях, о серьезной вокальной работе с детьми. Мастерство хора заслуженно признано на областном уровне, он не раз выступал на концертах при губернаторе и Владыке. Сейчас в хоре идет смена поколения: многие участники поступили в ВУЗы,  и хор обновился из учеников ВШ.
    Особое время в жизни ВШ  - это месяц перед Рождеством и Пасхой.  Это два главных православных праздника, а для детей ВШ  - время усиленной и напряженной подготовки к детскому храмовому концерту. Так получается, что самое любимое время всей детворы – каникулы  - для детей ВШ  наполнено постоянными репетициями, а затем  выступлениями и концертами. Детский Рождественский и Пасхальный праздник в храме – это удивительное событие, можно даже сказать, творческое таинство. Ведь через чтение стихов, разыгрывание спектаклей, сказок на евангельский сюжет, дети вживаются в сами события Евангелия, сопереживают чудесному рождению Богомладенца и Воскресению распятого Сына Божьего. Думается, что когда ученики ВШ вырастут, то они, наверное,  забудут и занятия и наставления, а вот   дух церковного праздника сохранится в их душах, радость единения о рожденном и воскресшем Господе пойдет с ними по жизни. Праздник – это для ребенка и чудо и ответственность, потому что он в чтении духовных стихов, в  песнопениях и славословиях   открыто исповедует свою веру, пусть даже и не осознавая это.  Однако к любому выступлению надо хорошо подготовиться. Поэтому мы часть занятий с малышами выделяем для репетиций. 7-8 занятий мы разыгрываем сказку, учим песни, но ребятишкам трудно удержать сюжет, такое чувство, что каждую неделю учишь все заново. И вот праздник, малыши наряженные сидят в первом ряду, а как  увидели множество гостей -  испугались, застеснялись, приходится им помогать каждой фразой. И всегда дети радуют и умиляют своим выступлением.
      Старшие ребятишки обычно готовят пьесу или сказку с милосердным и поучительным смыслом. В этом году к нам на помощь пришла театральный педагог Алла Леонидовна, и наш спектакль заметно преобразился. Бывало, дети, перегруженные школой, не успевали на генеральные репетиции прийти, а бывали и замены актеров в день концерта, т.е. импровизировали на ходу, поэтому не всегда было слажено и четко. Алла Л. как режиссер–профессионал поставила все на должные рельсы, как говорится, играть так играть, а не дурака валять. Поэтому ребята пропадали на репетициях по 3-4 часа почти каждый день, делали по 5-7 прогонов. И сказка на удивление удалась яркая и со смыслом!
    А потом начались рождественские «гастроли». Ребятам-артистам ВШ предстояло дать еще 5 концертов, славословя Рождество Христово. По большому счету нам мало не показалось! Были мы и в Детском доме на Березовке, и в дошкольной АБВГДйке, дали большой концерт перед воспитанниками приюта и детского дома. По доброй традиции открывал наш концерт и благословлял   батюшка Андрей с приветствием и добрыми напутствиями. И всегда в центре представления был Вертеп, перед которым мы старались оживить Евангельские события, поведать о них, малыши исполняли Рождественские колядки и величания, показывались сказки, и завершало концерт выступление юношеского хора с духовными песнопениями. Самым ярким выступлением, по мнению самих участников, стал торжественный концерт в ДК Шахтеров перед жителями поселка и учащимися школы №1. Все волновало и тревожило: и большая освещенная сцена, и огромный зал, переполненный  зрителями.  А еще технические возможности самого ДК! Здесь есть все, чтобы эстетическое восприятие совпало с духовным содержанием, и свершилось чудо встречи со святостью. Такими удивительными гастролями закончились рождественские каникулы.
      Теперь ВШ живет ожиданием Пасхи, но мы знаем, что Светлому Христову Воскресению предшествует напряженное время Великого поста, которое деткам ВШ предстоит серьезно осмыслять на занятиях, как и всем христианам, что называется «пройти путем Великого поста».  Иначе не будет радости праздника.
   А еще мы живем ожиданием освящения нового храма. И упованием на то, что с открытием храма мы перейдем из трапезной в настоящие оборудованные классы, сядем за парты, и уроки наши станут полноценными и более серьезными, ведь школу предполагается открыть в цокольном этаже нового храма. Открою секрет, у педагогов и родителей  есть  свои  педагогические желания: создать духовно-просветительский центр, клуб родителей, кукольный театр и мастерскую по рукоделью. Дело за малым – нужно помещение.  И тогда наша воскресная школа укрепится, пополнится новыми маленькими христианами. А значит есть шанс, что будут расти молитвенники за город и Россию, и храм будет пополняться людьми, которым небезразлично спасение своей души  и своих детей.  Если есть детишки в храме – это хорошо!

Директор ВШ    Картавая М.И